Мы встретились в счастливую для Нюши минуту: будущая хозяйка держала ее в переноске, чтобы вместе с ней отправиться домой. Молодая кошка, нахлебавшаяся лиха в подвалах, дождалась своего счастья - теперь у нее будут собственные хозяева и собственный дом.
Такой же судьбы желают остальным своим питомцам хозяйки «Кошкиного дома» Инна Проничева и Надежда Котомина. Люди, которые уже не один год на собственные небогатые средства и пожертвования столь же небогатых помощников содержат импровизированный приют для кошек. Единственной наградой за труды все эти годы служит для них благодарность людей, которым они помогли найти четвероногого друга либо устроить судьбу ставшего обузой животного. И конечно, чувство удовлетворенности оттого, что их усилиями несчастья вокруг становится меньше. Несчастье кошки, оно ведь тоже в картине мира незамеченным не проходит.
Это никакое не городское зарегистрированное заведение, рекламу оно не дает, только в местных газетах постоянно появляются объявления «отдам кошку в добрые руки». Больше десятка кошек (их количество все время меняется) находят временный приют в жилой квартире обычной пятиэтажки. Сразу скажу - жалоб от соседей нет, никакого подозрительного запаха от дверей «Кошкиного дома» не исходит, за чистотой здесь смотрят на совесть.
Началось все шесть лет назад. Инна Александровна и Надежда Борисовна были волонтерами в только что организованном приюте для собак и тогда сразу столкнулись с проблемой - обратились люди с просьбой пристроить кошек, оставшихся в пустой квартире после смерти хозяйки. В собачий приют взять их было нельзя - условия не позволяют. Стало понятно, что нужно создавать приют и для кошек.
Со временем нашли вариант: договорились о съеме квартиры с сочувствующей женщиной, которая живет нынче в другом городе. Так пустующая квартира стала «Кошкиным домом». Есть здесь постоянный контингент: кошки, которые остались после смерти своих старых хозяев, да такие болящие, как недавно найденные Надеждой Борисовной. Они родились в подвале и по какой-то причине слепенькие - то ли от болезни, то ли это врожденный дефект. Вряд ли кто-то возьмет и Колю (кстати, здесь почти все кошки носят человеческие имена): его вырвали из рук мучавших его мальчишек, так что людей он теперь боится и не доверяет им, потому и живет, в отличие от других питомцев приюта, в клетке. Животные попадают сюда разными путями. Слухами земля полнится, как известно. Не у всех, к счастью, поднимается рука выбросить мурку из дома, даже если обстоятельства складываются так, что дома ее больше держать нельзя - вот и ищут через знакомых, кто бы помог. Приносят новых «квартирантов» и сами волонтеры.
- Не могу пройти на улице мимо кошки, если вижу, что она попала в беду, - говорит Инна Александровна. - Больных, беременных, выкинутых из квартиры в подъезд - всех берем. Лечим, даем окотиться, котят всегда пристраиваем, а потом и для самой мамы-кошки ищем хозяев.
За годы работы приюта «Кошкин дом» нашел хозяев не менее чем для сотни своих питомиц. Не всегда все получается гладко. Иной раз приходится кошку изымать от нерадивых хозяев и искать новых. Патронат тут получается словно сам собой: кошку отдают в приютской переноске и через несколько дней приходят, чтобы забрать «казенную вещь», а заодно и смотрят, как обстоят дела у бывшей «воспитанницы» на новом месте.
«Кошкин дом» не единственное место приложения сил неутомимой Инны Александровны. Часто ее можно увидеть на улице у магазина «Пчелка», где она стоит с очередным щенком или котенком на руках - предлагает добрым людям. «Удается пристроить?» - спрашиваю. «Да, - отвечает моя собеседница. - Только иногда не в первый день». Так и крутится она целыми днями: сутки на работе (а работает она санитаркой в больнице), через день - дежурство в «Кошкином доме» (они меняются с Надеждой), которое занимает несколько часов, время от времени с очередным «сиротой» нужно и у «Пчелки» постоять. Да и дома не слишком отдохнешь - тут тоже маленький «кошкин дом». Женщины по нескольку лет не уезжали в отпуск, да и работают, выйдя на пенсию, по их признанию, во многом тоже для того, чтобы иметь возможность поддерживать дело: попробуй накормить столько кошек! Ну а разные дополнительные траты - на лечение, покупку клетки - за счет пожертвований.
- Так же не может продолжаться бесконечно, - замечаю я. - Вы не хотите поставить это действительно нужное для города дело на другую основу, более официальную, чтобы можно было расшириться, найти более приспособленное помещение, иметь помощников и какие-то источники финансирования?
- У нас сил на это не хватит, - признается Инна Александровна. - Впрочем, раз мы пытались, но помещение для аренды найти тогда так и не удалось, а больше уже и не пробовали.
Понять женщин легко: действительно, административные, организаторские дела отнимают много сил и времени, да и талант, наверное, для этого особый нужен. У них другой талант - чувствовать несчастье бессловесного меньшего брата и день за днем, год за годом делать дело.